Исследование

Способность учиться

Знаете ли вы, как способность учиться связана с генами и можно ли развить свою предрасположенность?

Способность учиться, обучаемость — комплексный признак, в котором играют большую роль особенности внешнего окружения, например, условия воспитания, обстановка при обучающем процессе и в семье и даже питание. Но на эту способность оказывают влияние и генетические особенности (последовательность нуклеотидов в молекуле наследственности ДНК). Нет какого-то одного гена, отвечающего за интеллект и способности человека. Отдельные способности, связанные с обучением, определяет несколько генов: все они представляют собой полигенные признаки.

Гены влияют на уровень IQ (особенно на экстремально высокий уровень, больше 170 баллов), способность анализировать числовую и текстовую информацию, хорошую зрительную память, скорость чтения, математические способности, вербальную и образную креативность, способность к продолжительному обучению. Все эти признаки анализирует ДНК-тест «Способности и характер» или соответствующий раздел теста «Генетический паспорт». Вы можете узнать свои врожденные способности и начать их развивать. Направив силы на свои сильные стороны, можно добиться успеха быстрее.

Приведем пример влияющего на обучаемость гена. Это ген COMT, который кодирует фермент, ответственный за возвращение нейромедиатора дофамина обратно в нервные клетки. Дофамин связан с нашей мотивацией и системой вознаграждением в мозге. Самый известный вариант этого гена Val158Met. Это обозначение относится к положению аминокислоты в белке, кодируемом геном СОМТ: аминокислота в положении 158 фермента может быть либо валином (Val), либо метионином (Met). При наличии Val у человека больше активность этого фермента и более низкий уровень дофамина в префронтальной области мозга, потому что этот нейромедиатор быстро возвращается в клетки. Вариант Val158 дает преимущество в обработке негативных стимулов (стратегия воина), а вариант Met158 — преимущество в задачах на память и внимание (стратегия беспокойства). В условиях повышенного выброса дофамина (например, при стрессе) у людей с вариантом Val158 может улучшаться дофаминергическая передача и повышаться работоспособность, в то время как у людей с вариантом Met158 нейротрансмиссия может быть менее эффективной и снижаться работоспособность. Зная такую особенность, одни могут избегать стрессовых задач и использовать техники йоги и медитации, а другие, наоборот, дозировать уровень стресса для активизации своей работоспособности.