Исследование

Гены и обучаемость: связь способности учиться с наследственностью

Почему одни легче осваивают новое, а другим для этого требуется больше времени? Есть множество причин. Дело не только в мотивации, но и в генетических факторах. Ученые в ходе исследований выделили конкретные генетические варианты, оказывающие влияние на обучаемость. Сегодня понять свои врожденные особенности можно в лаборатории - современные ДНК-тесты делают это доступным каждому. Они помогают узнать индивидуальные особенности, от которых зависит восприимчивость новой информации, возможности освоения знаний и учебный потенциал в целом.
Что такое способность учиться и от чего она зависит
Способность к обучению - комплекс врожденных и приобретенных качеств. Они влияют на скорость усвоения информации. На нее воздействуют биохимические процессы мозга (нейронные связи, работа серотонина и дофамина), а также внешние факторы:
  • воспитание;
  • среда;
  • психоэмоциональный климат;
  • стрессы;
  • питание.
Генетика выступает в качестве «фундамента», на котором развиваются когнитивные способности, а затем формируются умения и прикладные навыки.
Как гены влияют на способность учиться
Ген обучения - это не какой-то один сегмент ДНК, а совокупность десятков его участков. Они взаимосвязаны с когнитивными функциями (вниманием, памятью), стрессоустойчивостью, креативностью.

Приведем конкретные примеры:
  • COMT - воздействует на стрессоустойчивость и концентрацию, регулирует уровень дофамина;
  • DRD2 - связан с интересом и мотивацией к расширению познаний;
  • BDNF - ответственный за формирование новых нейронных связей.
Их комбинация предопределяет скорость восприятия, стиль мышления, устойчивость внимания. Отметим сразу: генетические особенности напрямую не определяют интеллект. Но они задают предрасположенность к определенным способам приобретения знаний.
Пример: как работает ген COMT
Он кодирует особый фермент, отвечающий за баланс уровня дофамина - гормона, нейромедиатора мотивации и вознаграждения.
Известно о двух вариантах COMT:
  • Val158 - фермент работает быстрее, концентрация дофамина уменьшается, человек легче переносит стресс, но сконцентрироваться ему сложнее;
  • Met158 - действует медленнее, дофамина становится больше, внимание и память улучшаются, но противостоять стрессовым ситуациям становится сложнее.
Для чего стоит знать об этих различиях? Кто-то продуктивнее работает в тишине, а кому-то можно эффективнее учиться в условиях давления из-за жестких сроков. Понимание этих особенностей поможет выстроить индивидуальную стратегию для улучшения результата обучения.
Можно ли развить способности, заложенные генетически
Гены решают многое, но далеко не все. Они своего рода старт и основа, но реализация больше зависит от среды существования, воспитания, привычек человека. Познавательные функции активно развиваются через чтение, обучение, тренировки. Не стоит забывать о здоровом сне, сбалансированном питании, формировании полезных привычек.

Но знать о своих генетических особенностях стоит. Человек понимает, какие у него «сильные» стороны и направляет старания на их развитие, а какие - «слабые», над компенсацией которых стоит работать.
Как узнать свои генетические способности к обучению
В Genotek делают ДНК-тесты для выявления отдельных генов, взаимосвязанных с обучаемостью, памятью, скоростью реакции, вниманием, стрессоустойчивостью. Для этого подходят два продукта.

Тест «Способности и характер» анализирует врожденные и преобладающие черты, способные оказывать непосредственное влияние на мотивацию, креативность. Полученные данные позволят выбрать направление личного и профессионального развития.

Тест «Генетический паспорт» - расширенный тест. В нем отображаются когнитивные особенности - «платформа» для формирования индивидуальных особенностей, неповторимости личности. В него входят: происхождение, риски заболеваний, эффективность лекарств, способности и характер, питание, спорт и консультация с врачом.
Что дает знание своих генетических особенностей
Получая представление о своих генетических предрасположенностях, появляется возможность воспользоваться такой информацией себе во благо:
  • осознанно совершенствовать навыки;
  • понимать «слабые» и «сильные» стороны;
  • подбирать эффективные обучающие стратегии.
Знание своей генетики - прогрессивный подход в выстраивании обучения сугубо «под себя». Это позволяет отойти от шаблонов и стандартных программ, часто неэффективных из-за того, что они не учитывают персональные черты.

Гены - своеобразный стержень, вокруг которого формируются наши способности. Но именно осознанность и практика трансформирует их в мощную силу. ДНК-тест в Genotek даст представление об особенностях работы вашего мозга и максимально продуктивном использовании своего потенциала.
Список источников:
  1. Гинтер Е. К. Медицинская генетика. - М.: Медицина. - 2003. - 448 с.
  2. Гнатик Е. Н. Генетика человека: Былое и грядущее / Е. Н. Гнатик. - М.: Ленанд. - 2015. - 280 c.
  3. Корочкин Л. Г. Гены и поведение // Соросовский образовательный жур­нал. - 1997. - № 1. - С. 15-22.
  4. Снигур Г. Л. Основы общей генетики. Закономерности наследственности и изменчивости: учеб. пособие / Г. Л. Снигур, Э. Ю. Сахарова, Т. Н. Щербакова. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ. - 2022. - 113 с.